Имена руководителей «Металлиста» хорошо известны
публике: Александр Ярославский, Сергей Волик, Мирон Маркевич… Однако
зачастую за рулем той или иной организации на самом деле находятся
люди, фамилии которых известны несравнимо меньше.
У легендарного водилы металлистовского автобуса Александра
Костенко – примерно как у анекдотического героя-маршрутчика: если не
третья рука из спины растет, то уж уши точно в режиме surround
работают. Прокопыч (уж так принято в «Металлисте» – всех называть по
отчеству) в большинстве случаев сидит к футболистам спиной и вроде как
следит за дорогой, но, как оказалось, знает много чего интересного из
жизни команды. Плюс ко всему, Прокопыч – столь же самый опытный среди
своих коллег в футбольных клубах элиты, как Мирон Маркевич в украинском
тренерском цеху – более 30-ти лет стажа и 2 миллиона километров. Да и
тренером в команде Костенко успел поработать – аж целых два дня!
«Ну, не совсем так, – скромничает Прокопыч. – Я замещал
администратора и начальника команды. Это было в 1976 году. Я тогда
только полгода работал в клубе. Перед последней игрой с Горловкой за
неудовлетворительные результаты уволили несколько человек с руководящих
должностей. И тогда председатель Госкомспорта сказал мне, чтобы я сам
решал все организационные вопросы. Пришлось встречать судей, готовить
форму, заполнять протоколы и даже выводить команду на игру! Кстати, на
место старого тренера пришел всем известный Евгений Лемешко, с которым
мне посчастливилось проработать 13 лет».
О Евгении Лемешко Александр Костенко вспоминает с юмором. Потому как тот был юморным человеком.
«Он очень любил шутки, всевозможные поговорки, байки. Всегда старался
поддерживать в команде хорошее настроение – каждая его установка на
игру заканчивалась каким-нибудь афоризмом или пословицей, часто он
любил подшучивать и над игроками. Помню, в 1977 году, едем мы домой
после проигранной вчистую – 0:3 – игры. И тут нам навстречу
ассенизаторская машина. Лемешко поворачивается ко мне и говорит: «Саша,
смотри, коллега твой», я спрашиваю: «Почему?», а он мне отвечает: «Так
он дерьмо возит и ты тоже». Вот такой он был человек. Кстати, Маркевич
характером очень на Лемешко похож, тоже очень о людях беспокоится,
несмотря на то, кто ты – футболист, водитель или доктор», – отозвался о
нынешнем коуче Прокопыч, для которого Мирон Маркевич – уже 14-й тренер
за время его работы в «Металлисте».
После положительного результата игры в салоне автобуса всегда много
смеха. Футболисты – народ веселый, знают друг о друге все, естественно,
существуют и традиционные шутки. В былые годы, впрочем, тоже было
весело – то кирпичей в сумку натолкают, то шнурки спящему завяжут…
Как выяснилось, за исключением случаев очень далеких переездов, когда
игроки предпочитают добираться альтернативными способами, у каждого
«металлиста» в автобусе свое место. Четвертый ряд справа, например, –
традиционное кресло Северина Ганчаржика во всех поездках. Прокопыч
говорит, что с «местовыми» дело обстоит очень даже строго. И если в
команду приходит новичок, он всегда сначала у водителя спрашивает, куда
ему можно сесть. Опять же, довольно удобно – если кто-то что-то забыл,
всегда известно, чья вещь и кому ее передать. Тренеры, конечно, едут
впереди. Но и тут есть свои различия. Например, Валерий Лобановский,
команду которого Прокопычу тоже иногда доводилось возить, всегда
садился слева, за водителем. От него унаслед овал
эту привычку и Геннадий Литовченко. А вот все остальные всегда садились
справа – словно штурманы. Однажды глубокой промозглой вечерней осенью
по дороге в Кривой Рог застряли в днепропетровской пробке. «Чего стоим,
кого ждем?» Тренер металлистовской «молодежки» Сергей Ралюченко собрал
«дозор» из себя и клубного массажиста, и пошел посмотреть на свет в
конце «тоннеля». «Разведчикам» удалось не только посмотреть, но и
разогнать затор, в один из просветов которого Костенко удачно и
«вписал» автобус. Дальше было главное – подхватить на ходу Ралюченко,
потому как скорость уже набрал приличную.
Вообще, самые большие проблемы как раз бывают в Днепропетровске. По
понятным ревностно-болельщицким причинам. Один раз там у Прокопыча даже
забрали водительские права. А как-то в Симферополе, после победы над
«Таврией» при выезде со стадиона буйствующие фанаты камнем разбили
стекло. Установка нового обошлась в 2 тысячи баксами.
Бывало и хуже. Зимой 1987 года проводили команду на игру, а
возвращаясь домой попали под такой снегопад, что автобус занесло на три
метра в высоту. Восемь суток разгребали снег!
«Вообще
же у нас все четко по расписанию – в строго определенное время мы
должны приехать на место, чтобы игроки могли нормально поесть. Ну, если
слишком далеко ехать, ребята берут с собой сухие пайки, – поясняет
водитель. – Бывали ведь поездки, когда нужно было за раз проехать 7
тысяч км. И для себя усвоил и коллегам-водителям рекомендую: в дороге
не пить кофе – только крепкий чай. А заодно не мешает следить за своим
весом – лишняя масса способствует процессу засыпания за рулем. Нужно
сконцентрироваться на дороге и ни в коем случае не слушать музыку и не
разговаривать. Главное – перебороть тот момент, когда тебе больше всего
хочется спать. Дальше будет легче».
На вопрос о том, сколько ему надо времени, чтобы адаптироваться к новому автобусу, Прокопыч, улыбаясь, ответил: 10 минут.
Яша Томский
|